Рок-опера «Преступление и наказание»
Создатели:
Композитор: Эдуард Артемьев
Оригинальная идея: Андрей Кончаловский
Либретто: Андрей Кончаловский, Марк Розовский, Юрий Ряшенцев
Стихи: Юрий Ряшенцев
Исполнители:
Родион Раскольников – Владимир Ябчаник
Соня – Наталья Сидорцова
Господин – Александр Маракулин
Порфирий Петрович – Юрий Мазихин
Мармеладов – Петр Маркин
Жена Мармеладова – Ольга Веселова
Старуха-процентщица – з.а. России Галина Борисова
Мать Раскольникова – Светлана Белоклокова
Мужик в красной рубахе - Николай Парфенюк
Год выхода CD: 2007
Презентация диска: 28 октября 2007 г.
«Преступление и наказание» - опера Эдуарда Николаевича Артемьева, написанная по мотивам романа Фёдора Михайловича Достоевского. Эдуард Артемьев работал над оперой «Преступление и наказание» в течение 28 лет, первые музыкальные эскизы появились еще в конце 70-х годов.
В конце октября 2007 в Центральном Доме Литераторов, а именно в Каминном зале, состоялась презентация двойного CD с записью всего произведения. С вступительным словом выступили министр культуры Александр Соколов, Андрей Кончаловский и Эдуард Артемьев, а затем присутствующих познакомили с музыкальным материалом. Так как прослушивалась не вся опера целиком, а лишь наиболее яркие моменты (хотя и это заняло около полутора часов), между сценами зачитывался поясняющий текст. Последнее взял на себя Юрий Ряшенцев.
Также в качестве слушателей на презентации присутствовали и сами исполнители: Петр Маркин, Александр Маракулин, Наталья Сидорцова, Юрий Мазихин.
9 февраля 2009 года оперы Э.Артемьева «Преступление и наказание» прозвучала в эфире радио «Орфей».
Сценического воплощения опера так пока и не получила.
15 мая 2006 г. на телеканале "Культура в цикле «Острова» вышел фильм об Эдуарде Артемьеве и его работе над оперой "Преступление и наказание".
Александра можно услышать в следующих сценах:
Соня, Господин, Раскольников и городовой (Акт первый, сцена 4)
Романс Господина (Акт первый, сцена 6)
Что Вам здесь надо? (Акт второй, сцена 13)
Кредо Господина (Акт второй, сцена 13)
Самоубийство Господина (Акт второй, сцена 13)
Перейти в раздел Аудио >>>
СМИ о новом «Преступлении и наказании»
Российский государственный музыкальный телерадиоцентр "Орфей" [1, 2]
Запись музыки была произведена на Мосфильме с большим оркестром, дирижером, электроникой и хором.
Опера состоит из двух актов. Первый акт – это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу. Особого внимания заслуживает тема любви Раскольникова к Соне – это поразительная лирическая часть оперы.
Замечательно так же и актерское исполнение. Все образы отточены до совершенства. «Я крайне удовлетворен тем, как все исполнили свои партии, - рассказывает Артемьев. - Главные герои для меня - просто счастье». Одной из основных задач здесь было – не брать известных певцов, что бы избежать ассоциирования с их прежними ролями. Партии поют молодые талантливые исполнители, и им действительно веришь. Они настоящие, потому что родились из образов Достоевского. А главное, они поют с потрясающей энергетической эмоциональной отдачей, которая заряжает.
Опера «Преступление и наказание» не является слепым и покорным следованием канве повествования романа Ф.Достоевского. Это, прежде всего, его переосмысление с позиций современного человека начала 21 века.
Манеру, в которой написана опера «Преступление и наказание», композитор называет полистилистической. Раскольникова он сделал рок-музыкантом "с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером", а Свидригайлова - "эстрадным" исполнителем.
Журнал «Итоги»: «Площадь преступления» [3]
Почти все действие перенесено на Сенную площадь. На площади кипит жизнь дореволюционного Петербурга - истерическая и надломленная. Цыгане, студенты, шарманщики, пьяницы, проститутки... Вот выступает сумрачный Раскольников (Владимир Ябчаник) с голосом трубным и решительным. Начинаются раскатистые роковые риффы. "В ком совесть, тот и слаб..." Вот появляется слегка осипший Мармеладов (Петр Маркин) с тяжелым штофом в руке - а на саундтреке громовой аккордеон с подчеркнутыми басами. "Супруга моя благородная дама, я зверь прирожденный, я просто свинья. Кто скажет мне, дерзкий, что я не свинья? Знамо, свинья!" Вслед вступает визгливая скрипочка - под нее липкий от грязи стол и глумливые хари ощущаешь физически... А вот томным тенором поет романсы Господин, аналог Свидригайлова (Александр Маракулин): "Уж так замыслил нас Господь, что каждый день мы на охоте. Ничто не остановит плоть, хотящую отведать плоти". Итого: рок-н-ролл, романс, плясовая, частушка, рэп, эстрадная песня. Такая она, печальная и мучительная русская соборность. Сенная площадь - величиной в целую Россию.
Артемьев позволил себе невиданную по нынешним временам роскошь - говорить с публикой серьезно. То есть не превратил старушку-процентщицу в стареющую бизнес-леди, а Раскольникова - в террориста, не отправил Свидригайлова в Куршевель. Если надо, Артемьев отходит от сюжетной канвы - взять хоть финальный эпизод, в котором Петербург смывается наводнением. Есть и "интерпретация": тот же Порфирий отягощен негативом куда сильнее Раскольникова. Социальность предельно усилена, и "пищи для ума" - ешь не хочу.
Российская Газета: Родион Раскольников - суперзвезда [4]
(Фрагмент из интервью c Эдуардом Артемьевым)
РГ: И что же получилось? Классическая опера, рок-опера, мюзикл?
Артемьев: Как сейчас говорят, полистилистика. Раскольников - это как бы рок-музыкант с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером. А вот Свидригайлов дан в эстрадной стилистике. Это для меня две стороны одного героя. И все положено на большой состав симфонического оркестра. Есть элементы народной музыки: на Сенной площади гармошки играют.
РГ: Рок-музыкант - согласно осовремененному сюжету или это у вас такая фигура речи?
Артемьев: Нет-нет, сюжет прежний, но тип характера я представлял именно так.
РГ: Вы пережили этап увлечения электронным авангардом. Потом выяснилось, что вы мелодист, замечательный симфонист... К какому этапу ближе эта опера, которая писалась так долго?
Артемьев: К классической оперной традиции: у каждого персонажа есть свои темы. Но стиль вырабатывался сложно. Все начиналось как рок-опера - я был под впечатлением от "Иисуса Христа - суперзвезды". Потом наметился крен в авангардную академическую музыку - особенно в народных сценах. Но от этого предостерег Кончаловский: он требовал мелодий. Есть фрагмент, написанный в джазовых традициях. Электроника присутствует все время. Плюс рок-группа, плюс народный оркестр. Большая фортепианная партия: стиль жесткой "роковой" игры, но гармонии - джазовые.
РГ: Какой же театр потянет такую постановку?!
Артемьев: На сцене это можно поставить только в записи. Впрочем, продюсер Александр Вайнштейн надеется, что первые спектакли можно будет дать и "вживую". Но потом - это просто разорение.
РГ: Так и запись такую осуществить нелегко.
Артемьев: Мы долго мучились, почти год все сводили. Записывал на "Мосфильме" превосходный звукорежиссер Геннадий Папин.
РГ: Почему на "Мосфильме"? Предполагаете делать фильм?
Артемьев: Сначала надо, чтобы вышел CD, потом спектакль, а потом уже, возможно, и фильм. А на "Мосфильме" мы записывали потому, что это единственная в стране студия, где есть современные условия - и технические, и акустические. Она соответствует мировым стандартам. Все остальное пришло в упадок: аппаратура не обновлялась чуть ли не с середины прошлого века.
РГ: Кто поет?
Артемьев: Ни одного классического оперного голоса нет. Только рок-певцы или с эстрады. Раскольникова поет Владимир Ябчаник, Сонечку - Наталья Сидорцова, участвуют Юрий Мазихин и Петр Мирков из "Норд-Оста", Александр Маракулин из спектакля "Нотр-Дам".
РГ: Метражная вещь?
Артемьев: Три с лишним часа. Но в таком объеме она, думаю, не пойдет никогда - есть пределы восприятия.
Журнал "Коммерсантъ Weekend": Есть такая ария [5]
"Преступление и наказание", уж конечно, предлагается величать не иначе как оперой. А Андрей Кончаловский, говорят, высказался в том смысле, что опера эта вполне достойна сцены Большого театра. Тут именитый режиссер, мягко говоря, значительно переоценил способность теперешнего Большого к компромиссам: поскольку "Преступление и наказание" — однозначный и стопроцентный мюзикл. В представленной на суд публики студийной записи в качестве солистов — сплошь мюзикловые артисты, притом не то чтобы потрясающего уровня. Хотя играть-то у них получается, и, насколько можно судить, играют они именно то, что им предписывает либретто.
Газета.ru: Ох и трудно девушке достаются денежки [6]
Оперу «Преступление и наказание» Эдуард Артемьев писал 28 лет. Первые эскизы появились в 1979, после того, как к нему пришел Андрей Кончаловский, принес либретто, написанное вместе с Марком Розовским и поэтом Юрием Ряшенцевым.
Запись на диск продолжалась два года. Александр Вайнштейн, сопродюсер мюзиклов «Метро» и «Нотр-Дам», рассказал корреспонденту «Газеты.Ру», что вложил в проект около двухсот тысяч долларов, настоял на том, чтобы в опере не пели драматические актеры и оперные солисты, набрал состав из молодых людей, засветившихся за недолгую историю мюзикла в России и совсем никак не вмешивался в запись, оставив все Артемьеву.
И вот вам результат: презентация и публичное прослушивание оперы, записанной на двух дисках, состоялась в крошечном каминном зале ЦДЛ при большом стечении публики и телекамер. В зале, как и было обещано, сидел Тим Райс, автор текстов в мюзиклах «Иисус Христос-суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и «Король-лев» Элтона Джона. Он уже и до прослушивания ознакомился и с оперой, и с ее английским подстрочником.
«Преступление и наказание» старомодно до последней степени, премьера его должна была состояться не позднее 1979 года. Несмотря на то, что Артемьев – самый прогрессивный и электронный из всех современных композиторов, никаких новых стилей и примочек, появившихся за последние 28 лет, мы на диске не услышим – и слава Богу! Кому они нужны?
...в этом протонуар-детективе и раньше не было положительных героев, а теперь все мужские персонажи превратились в дьяволов: Свидригайлов, которого в опере зовут просто «Господин», Порфирий Петрович, контроль-фрик, садист и ловкач, Мармеладов – бас, болезненно ищущий внимания мелкий бес. Раскольников мечется между этими тремя и пытается им по очереди продать свою героическую бессмертную душу, а в это время народ – коллективное бессознательное в лице студентов, нищих, пьяниц и авторского альтер-эго, Шарманщика, его уличает на нарочито простонародном русском языке: «вы, значить, и убили-с».
-
Опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» // Музыкальный телерадиоцентр "Орфей" от 09.02.2009 (статья на muzcentrum.ru)
-
Премьера оперы «Преступление и наказание» на радио «Орфей» // Музыкальный телерадиоцентр "Орфей" от 08.02.2009 (статья на muzcentrum.ru)
-
Белжеларский Е. Площадь преступления // Журнал «Итоги». - №45(595) от 03.11.07
(статья на itogi.ru)
-
Кичин В. Родион Раскольников - суперзвезда // Российская газета. - №4493 от 16.10.07 (статья на rg.ru)
-
Ходнев C. Есть такая ария // Журнал «Коммерсантъ Weekend». - №63 (39) от 09.11.2007
(статья на kommersant.ru)
-
Кваша С. Ох и трудно девушке достаются денежки // Газета.ru. - №63 (39) от 29.10.07
(статья на gazeta.ru)
-
Презентация оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание» // Мюзиклы.Ру (фото на musicals.ru)
- Сайт, посвященный творчеству композитора Эдуарда Николаевича Артемьева www.edwardartemiev.ru